В продолжение темы:
Поднять вопрос, о антиконституционных попытках полного запрета нашей с Вами деятельности, меня заставило известие, полученное 23.09.10 года в Москве, на Международной конференции посвященной светлой памяти моего учителя, Я.Г. Гальперина. Дело в том, что буквально неделю назад, Государственная дума РФ, рассмотрела в первом чтении законопроект, который, как будто, скопирован с украинского аналога, зарегистрированного в Верховной раде, 13.04.10 года. Давайте вместе на украинском примере разберемся, что это за законопроект, чем он нам угрожает и кто за этим стоит.
13.04.2010 года, на обсуждение Верховным Советом Украины, был выдвинут проект закона № 6299 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно запрета деятельности экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов и услуг по предсказанию будущего (судьбы)».
Данный законопроект был разработан и подан инициативной группой депутатов ВР Украины VI созыва, во главе с Унгурян П.Я.
С автобиографией этого человека, можно ознакомится по адресу: (http://news.invictory.org/issue27571.html). Стоит лишь сказать, что Павел Унгурян, только в 1994 году, переехал из Молдовы в Украину и по сегодняшний день является одним из руководителей ВСО ЕХБ (церкви баптистов).
Для того, чтобы увидеть негативные последствия, к которым может привести принятие ВР данного законопроекта, совсем не обязательно иметь диплом магистра права, достаточно выучить историю Украины, которая зиждится на традициях славянских народов, истоки которых уходят в дохристианские времена.
Буду краток. Перечислю негативные стороны законопроекта № 6299 от 13.04.2010 года:
1. Согласно действующего законодательства, нет юридического определения, "магическим обрядам или приемам". Это даст возможность представителям исполнительной власти, оказывать разного рода давление в отношении граждан и общественных организаций .
2. Пункт проекта Закона, - "Услуги по предсказанию будущего (судьбы) – это деятельность гадалок, хиромантов, астрологов, провидцев, знахарей, ясновидящих, гадателей, предсказателей, и других лиц, которые путем гадания, хиромантии, нумерологии и магических обрядов и приемов, пытаются угадать будущее (долю) или неизвестные факты человека, объектов или других явлений (погоды , урожая и т.п.), а также с помощью магических приемов и обрядов, якобы корректируют будущее (судьбу) человека и его проблемы, снимают порчу ", по сути:
а) Запрещает деятельность всех религиозных конфессий, - Христианских, Мусульманских, кстати, в том числе и Баптистских, поскольку, все религиозные обряды связывают человека с Духовными практиками, то есть сферами деятельности, где используются магические обряды и действия, которые до сих пор не имеют юридического определения и научного обоснования, в частности, в Христианстве это таинства крещения, причастия и т.д.
б) Не дает четкого определения понятию и деятельности "знахарей". Не понятно, какой вид деятельности именно, депутатская группа имеет в виду. Согласно действующих традиций, знахарь, травник и т.п., является представителем одной профессии, - целитель (код 3241, ДК 003-95). Это специалисты, практикующие в отрасли нетрадиционной медицины. В свою очередь, согласно действующего законодательства, - «нетрадиционная медицина, это знания и практические методы народной медицины, которые имеют определенного автора». Вся деятельность в данной сфере, хоть и не совершенна, но полностью регламентируется как международным, так и национальным законодательством.
Через юридическую безграматность и неопределенность действий, проект закона фактически ставит под запрет все виды народной медицины и даже высказывания собственных суждений, хотя бы в какой-то мере связанных с анализом развития ситуации по здоровью или другими аспектами будущего, будут строго караться.
в) Если человек не относит себя ни к одной из названных в проекте профессий, то имеет ли он право высказываться о будущем? В условиях неопределенности понятия "магические обряды и действия" это налагает запрет на любое прогнозирование, в том числе и на метеорологию, медицинскую прогностику протекания заболевания и т.д.
Например, фраза "нумерология - определение судьбы или будущего лица или путем изучения чисел и дат" запрещает использовать статистические методы прогнозирования - стандартные в экономике - путем анализа числовых показателей соответственно датам.
3. Статьей 34 Конституции Украины предусмотрено, что каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Если человеку разрешено верить в Христианского Бога Иеговы, или Кришны, и говорить о своей вере, то кто может запретить ей верить в влияние звезд или других, неизвестных современной науке вещей? Кто может запретить ей высказывать собственное рассуждение и обмениваться информацией по вопросам, связанным с ее верой? Более того, представленный на рассмотрение проект Закона носит откровенно дискриминационный характер в отношении представителей перечисленных в нем профессий, потому что, запрещая освещать деятельность квалифицированных законом лиц, напрямую позволяет любую, даже неадекватную информацию о них без права защиты: «Кроме документальных фильмов, рассказывающих об отрицательном влиянии экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов и услуг по предсказания будущего (доли)»
4. Статьей 41 Конституции Украины определено право человека свободно распоряжаться плодами своего интеллектуального труда. В случае принятия законопроекта тысячи представителей, указанных профессий не смогут свободно распоряжаться результатами своего интеллектуального труда - знаниями, разработками, научными работами, которые появились в результате долгих лет собственной работы.
5. Статья 43 Конституции указывает, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полный осуществление гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Указанный выше проект закона полностью лишает десятков тысяч целителей, астрологов, гадалок, хиромантов, по всей стране права на выбранный ими труд.
6. Также будут грубо нарушены статьи 53, 54 Конституции, которыми предусмотрено право на образование и свободу литературного, художественного, научного и технического творчества. По всей стране давно открылись и функционируют сотни организаций, школ, клубов, по указанным направлениям деятельности, которые постоянно издают книги и периодические издания.
7. Кроме того, авторы законопроекта, в своей объяснительной записке мотивируя необходимость запрета ряда профессий, выдвигают серьёзное обвинение в уголовно наказуемых деяниях против всех лиц этих профессий, утверждая, что деятельность этих лиц приводит к «нанесению тяжелых психических травм, обману граждан и мошеннического выманивания денег у населения».
Столь серьёзные обвинения семи депутатов не основаны на документально зафиксированных фактах, коими могут являться только решения или приговоры суда по фактам «нанесения тяжелых психических травм, обману граждан и мошенническому выманивания денег у населения».
Таким образом, депутатская группа авторов проекта Закона в отношении большого количества граждан Украины грубо нарушила нормы ст. 55 и 62 Конституции Украины определяющей, что «права и свободы человека и гражданина защищаются судом», и пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда, «лицо считается невиновным».
8. Профессии «астролог, гадалка, хиромант» внесены в Государственный классификатор профессий Украины в соответствии с нормами Международных договоров, ратифицированных Украиной. На основании ч. 1 ст. 15 и ч.2 ст. 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 за № 1906-IV, действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.
Таким образом, исходя из норм международных договоров, подписанных Украиной, указанные профессии, не могут подлежать исключению из Государственного классификатора профессий, тем боле, что Украина избрала путь интеграции в ЕС.
Вывод:
При создании законопроекта № 6299 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о запрете деятельности экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов и услуг по предсказанию будущего (судьбы)» в духе XVI века, авторами законопроекта нарушена не только Конституция Украины, действующее законодательство Украины, но и международные договора, ратифицированные Украиной. В частности:
- ст.ст. ст. 21-24, 34, 35, 41,43, 53, 54 Конституции Украины;
- ст.ст. 15, 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 за № 1906-IV;
- ст. 10 Европейской Конвенции « О защите прав человека и основных свобод» от 4.11.1950 г, (ратифицирована Законом Украины 17.07.97г. за № 475/97-ВР);
- 45 класс Ниццкого «Соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 15 июня 1957 г (с изменениями и дополнениями) ратифицированным Законом Украины 1.06 2000 г;
- ст.ст.14, 26 Хартии европейской безопасности от 19.11 1999 г.
- п.1, 6, 8, 11 Вильнюсской декларации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 18-ой ежегодной сессии в Вильнюсе 29 июня – 3 июля 2009 г., определяющий, что «все государства-участники, в том числе Украина, признают главное право человека на свободное выражение собственных взглядов, которое включает право свободно придерживаться собственных взглядов, распространять и получать информацию». и «обязывает все государства-участники, в том числе Украину принимать меры для реализации указанного права в части поиска и распространения информации, отвечающей взглядам конкретного лица». Признавая при этом, что «ограничения всеми государствами-участниками указанного права является цензурой, а государства, которые ее устанавливают – репрессивными».
- ст. 19 Закона Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" № 3477-IV от 23 февраля 2006 года в силу которого «все проекты законов должны проходить экспертизу на соответствие Конвенции и практике ее применения Европейским судом».
Олег Мельник